КОГДА СТРАТЕГИЯ В БИЗНЕСЕ ПОДОБНА ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ, К ПОБЕДЕ МОГУТ ВЕСТИ НЕОЧЕВИДНЫЕ РЕШЕНИЯ. МИХАИЛ СОЛОВЧУК ЗНАЕТ ОБ ЭТОМ НЕ ПОНАСЛЫШКЕ. МЫ БЕСЕДУЕМ О ТОМ, ПОЧЕМУ СТЕЗЮ «КЛАССИЧЕСКОГО БИЗНЕСМЕНА» ОН ПРОМЕНЯЛ НА ЖИЗНЬ ПУТЕШЕСТВЕННИКА И КАК ОДИН НЕОЖИДАННЫЙ ХОД ИЗМЕНИЛ ЕГО ЖИЗНЬ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УСПЕХЕ НА 180 ГРАДУСОВ.
— Михаил, вы многие годы занимались классическим бизнесом, почему вдруг возникло желание всё поменять и стать путешественником?
Действительно, до клуба я девять лет занимался разным бизнесом. Это были типография, консалтинговое агентство, мебельное производство, оптовая продажа автомобильных товаров и т. д. Одно но: за эти годы я ни разу не был в отпуске. До 18 лет я увлекался шахматами, много ездил по России на соревнования, сборы, турниры. За границей тоже был, в Италии, Вьетнаме, Чехии... А потом наступила взрослая жизнь, и как отрезало. Каждый день, месяц, год одно и то же происходило. Операционка, денег заработать, кассовый разрыв, денег заработать, кого-то уволил, денег заработать. Не до путешествий было. В 27 лет я наткнулся на статью, в которой рассказывалось, о чём жалеют старики. Одним из пунктов там было сожаление о том, что они мало путешествовали. И тут я подумал: «А я где был за последние девять лет?». Как раз в тот момент мой друг Сергей Смородинов рассказал про «Клуб путешественников», который можно развивать как бизнес через рекомендации. Меня в первый момент отпугнуло словосочетание «сетевой маркетинг». У нас в России к нему относятся скептически. К тому же я по характеру анализатор, шахматами занимался 13 лет, поэтому сначала всё продумываю, формирую какую-то стратегию. Тогда, в декабре 2018-го я подумал, почему бы не попробовать, не подойти к этому серьёзно, стратегически, как к бизнесу? Так началась совершенно новая глава в моей жизни.
— В чём идея этого бизнеса?
У нас международное объединение. Более 1,5 миллионов человек состоят в клубе на сегодняшний день, в России уже около 10 000 участников, во Владивостоке и Хабаровске тоже весьма немаленькое сообщество. Этот проект развивается по принципу сетевого маркетинга. Наш продукт — готовые вип-путешествия в 52 страны с проживанием в отелях 4-5 звезд, более 4 000 туров, большая часть из них — авторские. Участники клуба сами пользуются этими путешествиями, рекомендуют их друзьям, знакомым. Я могу даже не рекомендовать эти туры, просто сам путешествовать со скидкой в 20–30%, так как состою в клубе. Сейчас я считаю, что человек может не путешествовать, только если ему это действительно неинтересно. А те, кто не делает это из каких-то других соображений, очень много теряют. Для меня поездки стали своеобразным «наркотиком». Например, в этом году у меня уже было несколько перелётов: Бали, Малайзия, Китай, Южная Корея, Япония.
— Насколько для вас поменялось сейчас понятие успешности, успешного бизнеса?
Я как анализатор всегда смотрю на цифры. Есть два вида бизнеса: классический и сетевой. В классическом бизнесе быть успешным в моём понимании – это делать то, что тебе хочется, исполнять свои мечты и желания здесь и сейчас, а не оставлять их на потом. Жить там, где хочет- ся, но чтобы при этом бизнес продолжал работать автоматически. Но если посмотреть на статистику, меньше 1 % предпринимателей могут позволить себе такую жизнь. Есть другая категория классических предпринимателей, которые думают, что у них успешный бизнес. Но они сами себя сильно обманывают, и я был в их числе. Думал, что у меня всё хорошо, большие обороты, большая компания, оборудование на 50 миллионов. Только я не жил жизнью своей мечты. Иногда встречаюсь со знакомыми бизнес- менами, они рассказывают про большие обороты. А на вопрос: «Сколько прибыли ты себе в карман можешь положить при таких оборотах?», — отвечают, что 200 000. Есть другая сторона, это сетевики. Среди них есть те, кто вышел на доход 300 000+, но это тоже всего 5–10% от общего числа. Что касается нашей компании, мне нравится, что сам продукт интересный — путешествия. И те ребята, которые вышли на доходы в миллион рублей в месяц, по 3–5 стран за месяц посещают. Сравнив эти два «поля игры», я пришел к выводу, что мне как-то ближе свободный стиль жизни. Теперь для меня это означает успех.
— Расскажите про самое запоминающееся путешествие?
Это самое первое моё путешествие в Клубе. В январе 2019 года я полетел в Стамбул. Причем уровень владения английским у меня так себе, а я отправился один в чужую страну. После прилёта я около часа не мог выйти из аэропорта, было страшно. Хотя я не из пугливых. Случился ступор, казалось, что в здании аэровокзала я в безопасности, а на улице полная неизвестность, непонятный язык. Но я взял себя в руки и вышел в город. Спускаюсь в метро 25-милионного Стамбула и слышу, как меня кто-то окликает по имени. Я сначала не поверил. Смотрю — это мои друзья из Владивостока. Это был настоящий шок — вот так встретиться в таком огромном мегаполисе, в огромном мире...
— Какие сейчас ощущения от жизни, насколько всё изменилось?
Очень много изменений. Жизнь стала наполненной, интересной, многообразной. Складывается ощущение, будто я до этого времени вообще не жил. А ведь я не сидел в офисе с 9 до 18, не вставал по будильнику, у меня был достаточно интересный бизнес. Я не ставлю перед собой цель посетить все страны мира. Ездить стоит только туда, куда хочется. Надо жить каждым днём, развиваться, наслаждаться этой жизнью, а не выживанием заниматься. И путешествия — неотъемлемая часть всего вышеперечисленного. Плюс это всегда толчок для развития, своего рода инвестиции в себя.