Татьяна Козак

Татьяна Козак
Хрупкая женщина с нестандартным мышлением, Татьяна Козак поражает с первой встречи. Даже десять минут беседы меняют представление о том, что главное в жизни. Такие люди врезаются в память и все дальнейшие поступки так или иначе сверяешь по ним: а как бы этот человек поступил на твоём месте. Профессионал высочайшего уровня, обаятельная женщина и уникальная личность — это всё о ней, директоре по маркетингу Beluga Group Vostok Татьяне Козак.
— Если перефразировать: маркетолог — это звучит гордо?

Честно говоря, само слово очень резиновое, его можно наполнить разными смыслами, это портит восприятие профессии. Внутри маркетинга много узкоспециализированных направлений, которые решают только одну какую-то задачу. Мне не импонирует, как воспринимают маркетинг в России в целом, если мы оставим за кадром маркетинг в Москве и Санкт-Петербурге.

— И как же воспринимают?

Любого маркетолога считают обязанным сотворить чудо, даже не представляя, что именно требуется. Даже у внутреннего заказчика нет четкого видения конечной цели, к которой должны привести действия маркетолога. А у тех маркетологов, кто берётся сотворить это чудо, как правило, нет достаточных компетенций, чтобы добиться чётко сформулированного представления даже не об ожидаемом результате, а хотя бы о направлении работы. И в итоге получается каша. Как результат, маркетологи виноваты во всех смертных грехах неэффективности деятельности компании. Тут может быть что угодно: не продуман продукт, не выведен на рынок, неправильно построены продажи, не та цена, продукт не пошёл и так далее. И так происходит во всех сферах. Хотя сама профессия основана на крайне точных математических моделях, всегда
и во всём, даже если речь идёт про творчество или рекламу.

— Именно математических?

Может, не совсем точно, даже, скорее, это слово надо взять в кавычки, но маркетинг очень алгоритмичен. Здесь обязательно есть чёткое понимание для кого, с какой целью, в каком периоде, с каким имеющимся ресурсом и показателями окупаемости надо вести работу. И когда есть такое чёткое понимание, тогда и маркетолог будет эффективен. А вообще, это удивительная профессия, которая позволяет через структурную формулу погрузиться в мир творчества. То есть, если я чётко понимаю, какую конкретную цель нужно достичь при решении задачи, уже могу навести программный фокус, сформулировать мечту
и привести к её реализации.

— Самое сложное — это понять цель?

Самое сложное — цель распаковать. Причём, даже для самого носителя цели. Приходится его, скажем так, модерить, чтобы понять, к чему мы должны прийти как минимум или как максимум и что у нас для этого есть. А исходя из полученных данных,
определить, за счёт каких ресурсов можно добиться полученной цели. Поверьте, когда все эти элементы выстроены в чёткую картину, тогда жизнь становится удивительной и любая, даже сложная задача, решается легко. Но мало кому хочется дорываться до цели, да и не учат этому, как ни печально. Я вообще не знаю, где в России хорошие факультеты маркетинга, кроме как в МГУ. У нас же до сих пор все работают по учебникам Филиппа Котлера, понимание маркетинга которого осталось в эпохе двадцатилетней давности. Он сам, кстати, был удивлён, что в России ещё идёт обучение по его книгам. Никто в мире уже не работает по всем этим классическим «Пи». Главное, что должно быть — понимание того, что даст компании то или иное действие. Вот это «зачем» и должно лежать в основе всех маркетинговых решений.

— Судя по всему, для вас важно постоянное саморазвитие, самообразование?

Конечно. Под лежачий камень вода не течёт. И, наверное, вопрос о необходимости самообразования не стоит, когда кайфуешь от своей профессии, ведь это твоя жизнь. Ты погружаешься в тему ежечасно, ежеминутно, с любой ссылки, слова, книги, проходящих мимо тебя, случайно мелькнувших, всё складывается в какой-то общий пазл.

— Татьяна, почему-то складывается ощущение, что вы не из Владивостока.

Это правильно, я родилась в Московской области, а всё осознанное время в Москве провела. Во Владивосток приехала по предыдущей работе и задержалась.

— Помните, какие были первые впечатления от Владивостока?

Грязно, темно, некультурно, мусор, который выбрасывают из окон машин. Сейчас, надо отдать должное, город сильно изменился.

— Можно, наверное, было вернуться…

Жизнь так сложилась, что нет. Хотя практически раз в месяц покупала билет на самолет. Но на самом деле я очень счастлива, что осталась, здесь я нашла себя далеко не только в карьере.

— С таким подходом к жизни, вероятно, у вас есть понимание, что такое успех.

Для меня у успеха две стороны — внешняя и внутренняя. Без внутренней внешняя бесполезна абсолютно, она скорее отнимает силы, нежели даёт. Это как давление внутреннее и внешнее атмосферное, они должны быть обязательно уравновешены. Внутренний успех вряд ли возможен, если ты не кайфуешь от того, что делаешь. Могут быть внешние признаки, но цена такого успеха невероятно высока. А вот когда всё складывается, то в один прекрасный день понимаешь, что широко известен в узких кругах, что можешь быть полезен и что уже получаешь дивиденды, в том числе и материального порядка. В этом случае получается баланс и есть ощущение кайфа. Главное, быть гармоничным. В бесконечной эйфории находиться затратно и бессмысленно, а получать глубокое удовлетворение и удовольствие от каждого дня — это придает внутренние силы.

— Что главное в жизни?

На каждом жизненном этапе на первое место выходят свои приоритеты. Ещё десять лет назад, я бы ответила иначе, чем сейчас. Тогда главными были самореализация, успех, финансовая стабильность. Сейчас приоритеты немного иные. Да, конечно, во все периоды для человека определяющим является утверждение «я хочу». Но вот вопрос: «А чего»? И, наверное, главное в жизни — найти ответ на вопрос, а чего же на самом деле хочет твой внутренний мир. И это самое сложное. Важно двигаться в направлении мечты, которая не столько материальна, сколько ментальна. Туда, где у тебя есть баланс между
брать и давать, между деньги и душа, между семья и работа, любимые люди и ты сам. Вот в этом направлении и нужно
двигаться, идти, ползти, даже лежать, если на всё остальное не хватает сил.