Роман Ракуса

Роман Ракуса
Когда ресторанный бизнес — призвание, определение своего дальнейшего пути трудности не представляет. Новые вершины ясно сияют в вышине, а цели ясны и понятны, как горный воздух. Ресторатор Роман Ракуса — из тех счастливчиков, кто свой путь выбрал сразу и навсегда. Позади уже ряд уникальных проектов как в Хабаровске, так и во Владивостоке. Впереди — вывод ресторанного бизнеса столицы Дальнего Востока на новый уровень.
— Роман, при открытии «Винотеки» было ли что-то, от чего отталкивались?

О, конечно. Есть подобный магазин в Лондоне. Вообще, в нашей сфере есть некая бизнес-идея, на которой всё строится. Она либо правильная, либо нет. В нашем случае — отправная точка правильная и работающая, и на неё нанизываются какие-то детали. Можно украшать, дополнять, но не менять суть. Зачем? Это как доказывать, что колесо должно быть квадратным. Есть идея, есть план, по которому работаю. И вообще, у меня — принцип: я делаю то, что должен сделать, и тогда получаю то, что хочу.

— Редкое умение. Поделитесь секретом?

Не нужно врать себе, вот и всё. У вас в городе себе врут и себе очень часто. Этого не нужно делать, и тогда всё будет хорошо.

— Такое отношение характерно только для Владивостока?

Понимаю, что мои слова прозвучат несколько неоднозначно, но так как я живу на два города, то я, наверное, единственный, кто может сравнивать людей, бизнес-подход, экономику. Хотите спросить, в чём выражается «врать себе»? Условно, если ты способен открыть только пивной ларёк, неважно по каким причинам, то не нужно думать, что ты можешь открыть ресторан. Надо объективно оценивать, что ресурсов и знаний есть ровно на пивной ларёк. И вот когда честно себе об этом говоришь, то всё хорошо получается, бизнес идёт. А когда отношение как у вас в городе, то и получается нечто среднее — помесь фешенебельного ларька и пивного ресторана. У вас же поесть практически негде.

— Мне казалось, что у нас как раз всё очень неплохо с этой сферой.

Именно, казалось. Вы вспомните, куда есть очереди, и получается два, три, максимум, четыре места. И всё. А остальное — так, видимость. Вот ещё я откроюсь, будет на одно хорошее место больше.

— Ваш проект снова повторяет какие-то лондонские концепции?

Нет, тут концепция — полностью авторская. Не хотелось открывать всех секретов, но всё же придется. Основная идея крутится вокруг вашего исторического квартала «миллионка». Я хочу его возродить для жителей и туристов, создать атмосферу, которая перенесёт посетителей в атмосферу начала 20 века: погружение в культуру места, весь этот антураж — опиумные притоны, рынки, развалы. Это не мода, которая приходит и уходит, это история города. Я попытаюсь показать город и еду такими, какими они были в начале 20 века, в период с 1905 по 1919 год. Хотя, конечно, еду придётся адаптировать — она должна быть вкусна и понятна.

— Простите, а опиумные курильни будут настоящими?

Нет, конечно. Мы просто попытаемся воссоздать атмосферу того времени. Опиум у нас, естественно, никто продавать не будет, но хотелось бы создать у посетителей ощущение, что оно вот так, как мы показываем, было раньше.

— Хунхузы забегать будут?

А это кто?

— Сейчас меня все историки предадут анафеме, но упрощенно — китайские бандформирования, такие ОПГ с этническим окрасом начала 20 века.

О, спасибо за идею! На миллионке без банд — никуда! Конечно, налёт и ограбление инсценировать не будем, но какие-то вещи воссоздать можно. Мы, допустим, до сих пор спорим, в какую униформу одеть персонал. Может, и здесь что-то нам откроется. А вообще, понятно, что туристы, приезжая во Владивосток, хотят видеть русский город с азиатским оттенком. И надо соблюсти все интересы: раскрыть китайскую историю и оставить доминирующую русскую составляющую. Поэтому обойтись без некого китайского флёра никак нельзя. Планируем использовать такой налёт этнической принадлежности в интерьере и дизайне.

— А вы при данной работе не обращались к историкам, в музеи?

Естественно. По крупицам собираем информацию — ищем фото, ходим по музеям, разговариваем с экскурсоводами, Музей Арсеньева здорово помог. Так что историчность у нас будет точно.

— Хорошо. Сменим тему. Вы сказали, что живёте на два города. И какой город вам ближе?

Я стараюсь подстроиться под тот город, в котором нахожусь. Но, откровенно говоря, разница колоссальная. Допустим, бизнес проще вести в Хабаровске. Там более низкий уровень развития сферы, более низкий уровень конкуренции, бюрократизации, требуется меньше денег, и желающих захватить ресурсы меньше. Соответственно, во Владивостоке всего гораздо больше: место под солнцем здесь дороже, но и доходы несравнимы. Трудностей больше, работать сложнее, но интереснее.

— Вам важно, чтобы в бизнесе было интересно?

Конечно. Интересно создавать что-то новое, то, что останется через 10–20 лет и принесёт радость людям.

— А что для вас служит источником вдохновения?
Вдохновение вокруг, на данный момент — тот же недораскрученный проект миллионки и вообще потенциал Владивостока.