Инна Наумова в представлении не нуждается: один из лучших бизнес-тренеров по продажам на Дальнем Востоке, она уверена в себе, чётко знает чего хочет и как этого достичь. В своём интервью она открыла несколько секретов и рассказала, с чего всё началось.
— Вы верите в судьбу?
Верю. Обычно, когда меня спрашивают, как я стала бизнес-тренером, я вспоминаю про свою трудовую деятельность. А ведь всё началось гораздо раньше: я с детства обожала игры, устраивала представления и играла в учительницу. Словно готовилась к тому, что я делаю сейчас. Сегодня один из трендов обучения — развлекая, обучай. Человеческий мозг перегружен контентом и белым шумом. И вкладывать знания, как в те времена, когда я училась в школе, уже невозможно. Сейчас без игровых технологий никуда, иначе люди вообще не обучаются.
— Сейчас вы успешны, но ведь приходилось и без работы оставаться?
Да. К сорока годам судьба приготовила для меня сюрприз в виде неожиданного увольнения на пике карьеры. Для меня это был удар. Что делать?! Куда бежать?! Мне 40 лет, у меня двое детей, 25-летние акулы наступают на пятки! Этот страх неизвестности, когда всё с нуля. Я очень благодарна моему супругу, он тогда поддержал меня. Во всех отношениях.
— И «чёрная полоса» оказалась взлётной?
Точно! Я решила продвигать свой личный бренд как бизнес-консультанта. Бизнес-тренер через кризис. Мне есть чем поделиться и чему научить. Я более 20 лет в продажах и более 20 лет в отношениях. Я научилась продавать на большие чеки в разных нишах, слышать любого клиента, обучать и мотивировать любого сотрудника. Вы всё ещё боитесь продавать? Тогда мы идём к вам! (Смеётся).
— Продажам нужна эпатажность? Как это работает и работает ли вообще?
Я бы скорее говорила о личном бренде – роль личности в продаже важна. Русский человек часто закрыт эмоционально, до эпатажноности нам еще бежать и бежать, а вот про эмоциональную вовлеченность и эмоциональный интеллект, про персональный бренд, про смелость себя проявлять и быть заметным, вот об этом стоит говорить. Зачастую клиенты идут не за продуктом — его могут предложить многие, а к продавцу, который такой один. И яркий личный бренд играет здесь ключевую роль.
— Кто лучшие продавцы мужчины или женщины?
Женщины. Они от природы более чувствительны и многозадачные. А значит лучше понимают других и могут работать с несколькими клиентами одновременно. Именно женщины более ориентированы на сервис. Это сейчас главное — все хотят крутой сервис, потому что в предложениях дефицита нет. Мужчины скорее хороши в управлениях продажами: у них получается мотивировать, направлять, они заточены на результат.
— Важно ли бизнес-тренеру владеть техниками НЛП и гипноза?
Этими техниками важно владеть всем. Не надо бояться НЛП — это просто способ дублировать успешный опыт одних людей на других, через умение понять тех, кто успеха достиг. Очень правильная стратегия: и не только в продажах. То же и с гипнозом. Это введение в трансовое состояние, когда мы можем успокоить или наоборот взволновать человека. Но ведь мы все это делаем. Когда девушка шепчет что-то на ушко парню, и он расплывается в мечтательной улыбке: разве она не вводит его в транс? Или мама, убаюкивающая младенца? Все владеют гипнозом в той или иной степени, но не все знают, как это правильно называется.
— Получается, и в продажах всегда происходит некая манипуляция клиентом?
Для меня манипуляция — это влияние. И там, где есть двое, будет и манипуляция между ними. Без этого никуда. Другой вопрос — насколько ты осознано к этому подходишь. Поэтому в продажах, как и в бизнесе, как и в жизни нужно постоянно быть на чеку. На каждую жертву найдётся палач — ну так не будь жертвой. Не дай собой манипулировать. И тогда всё будет на равных.
— То есть запрещённых приемов в продажах нет?
Я считаю, что нет. Даже если это манипуляция, тот, кем манипулировали, позволил. Это его ответственность, он сам выбрал эту роль. Но это не значит, что я приветствую подобные приёмы или учу такому своих учеников. Я за экологичность, предпочитаю, чтобы обе стороны остались в выигрыше.
— Кстати о ваших учениках. Случалось, чтобы они вас превосходили?
Да конечно, сколько угодно. И это нормально! А как бы ещё человечество развивалась, как эволюция раскручивала бы ход истории, если бы ученики не превосходили своих учителей?
— Вы можете научить продать воздух?
Могу. Продавать воздух в принципе не так сложно. В аэропорту Владивостока продавались закупоренные банки с надписью: «Воздух Дальнего Востока», их в качестве сувенира везли дальневосточникам, перебравшимся в Москву или ещё дальше. Любой продукт можно продать, если понять, кто в нём нуждается. Ну а если рассматривать воздух как метафору, то опять же я могу научить продавать всё, что угодно. Главное — мотивация ученика.
— Ваше главное личностное качество, которое помогает вам в работе?
Позиция ученика. Я всегда учусь и никогда не стесняюсь задавать вопросы. Есть такие, кто воспринимают это как некоторую слабость. Но это иллюзия. Для меня такая позиция — как проявление внутренней свободы.