Екатерина Ротенберг

Екатерина Ротенберг
Стоматологов принято бояться. Есть стереотип из прошлого, что здесь всегда страшно, больно и неприятно и что ходить надо только тогда, когда уже терпеть невозможно. «Боль, конечно, есть, но она вполне переносима, а от здоровья зубов зависит и общее самочувствие», — смеясь, объясняет прописные истины врач, владелец стоматологической клиники Екатерина Ротенберг. Эта хрупкая, обаятельная девушка своим юным клиентам рассказывает сказки о единорогах, а взрослым пациентам дарит уверенность и красоту.
— Екатерина, вы детский стоматолог?

Почему-то меня многие рекомендуют как детского стоматолога, хотя я и со взрослыми работаю. Для меня нет особой разницы, с кем именно работать.

— Мне казалось, что с детьми сложнее. Как минимум, дело в размере зубов.

В стоматологии бывает, что с постоянными зубами работать труднее, чем с временными. Честно. Так что подход к пациентам одинаковый. Отличие только одно: когда приводят маленького ребёнка, на тебя ложится ответственность за то, чтобы не напугать, не травмировать психику. На самом деле, ребёнку можно всё объяснить, договориться. А вот со взрослыми, если они боятся, всё намного сложнее. И иногда приходится откачивать людей, потому что они упали в обморок

— Екатерина, а какими чертами характера должен обладать врач-стоматолог?

Я не могу ответить на этот вопрос, хотя бы потому, что я очень разная: одна — дома, другая — на работе. В первом случае, я категоричный человек, с которым спорить очень сложно. Во втором, я уже врач, который несёт ответственность за пациента и не должен ему ничем навредить. Единственно, мне кажется, что надо быть в любом случае человеком.

— А вы даёте себе право на…

Ошибку? Нет, ошибок я не люблю. Это для меня очень страшно, мне проще их не допустить, чем потом переживать

— А другим позволяете?

Ошибиться? На самом деле — да, если речь идёт о коллегах. Тут сразу включаются знания психологии, я понимаю, что у человека стресс, так зачем я буду усугублять? Поэтому могу успокоить, нивелировать ситуацию.

— Екатерина, а стоматология сейчас без боли?

Так не бывает, боль есть, и она разная, в зависимости от болевого порога и чувствительности человека, но нет ничего такого, что нельзя было бы перенести. Во многом триггером срабатывает страх от ранних посещений стоматологии, та психологическая травма, которую клиент получил раньше. А вот, кстати, с детьми договориться проще.

— Они же совсем маленькие?! Что можно объяснить?

Всё. Только времени надо затратить больше. Конечно, многое зависит от того, с каким настроем приходит ребенок изначально, как его родители подготовили. Но в целом, сложности нет. И с детьми надо быть готовым к тому, что работать придётся дольше. Начинать ещё в коридоре, постепенно заводить в кабинет, подробно объясняя и показывая все этапы. И знаете, что забавно?

— Пока не знаю.

Объяснять приходится два раза. Сначала — ребёнку, на простом языке, с какими-то элементами сказки, а потом переводить всё это для родителей.

— А каким должен быть правильный уход за зубами? Для детей, например? Чистить два раза в день зубы?

Как минимум, не давать сладкого

— До какого возраста? Или в принципе?

Хотя бы до трёх лет. Желательно бы и дольше, но мы же понимаем, что есть бабушки и дедушки, которые искренне убеждены, что дети просто жить не могут без конфет. А ещё один бич для нас сейчас — чипсы! Даже в клинику приходят с пачкой.

— А ваш ребёнок до какого возраста не ел сладкое.

Честно признаюсь, я долго держалась. Но был период, когда мы часто летали, и во время одного из перелётов, дочь — ей было немного больше двух лет — просто начала рыдать. Безостановочно. И я уже от безысходности дала ей конфету. Поверите, замолчала сразу, ещё бы! Вкус-то новый. Но она, кстати, не фанат сладкого, более чем равнодушна. Есть три дня в году, когда она может позволить себе всё что угодно — Новый год, день рождения и 8 Марта. Вот она ходит со своей волшебной палочкой и выбирает, что душа пожелает. Но после праздников вольница заканчивается. Я ей, кстати, подробно объяснила про последствия неконтролируемого потребления сладкого. Так что она очень осознанно относится к конфетам.

— Стоматологий по городу очень много, за счёт чего удаётся держаться на плаву?

Честно говоря, нет времени смотреть за другими клиниками.

— А на что есть?

На работу. Не жалко тратить время на пациентов. Если есть психологическая проблема у ребёнка, я готова её решать, готова приезжать раньше, уезжать позже. Сидеть с детьми, разбираться с их страхами и завоевывать доверие. Я не представляю, как можно работать с зажатым напуганным ребёнком. Он трясётся, ты трясёшься. Кошмар. Мы рассказываем и показываем детям всё, что делаем. Даже шприцы показываем. На Новый год я одному ребёнку рассказывала сказку про кровь единорога. Нужно было тампон приложить с препаратом бурого цвета, пришлось сказать, что это — кровь единорога. Она потом пришла
после праздников и упрекала меня в том, что я её обманула. Оказывается, она увидела в «Гарри Поттере», что кровь единорога не красная. Пришлось оправдываться. (Cмеётся).

— И в завершении. Что для вас главное в работе? За что вы её любите?

За довольные, красивые улыбки. Не за красоту их, а за здоровье в целом. Когда ко мне приходят студенты, я объясняю, что у них в дипломе будет написано не стоматолог, а врач. Это главное. Если ты доктор, то зубами твоя работа не заканчивается. Если к тебе пришёл пациент, а ты видишь, что он не здоров по другим каким-то сферам, то ты должен отправить его к профильным специалистам. Самое главное, чтобы пациенты уходили счастливые и довольные.