Ольга Малахова
Амбассадор альтернативного обучения, настоящий новатор и даже немного революционер. Сейчас сложно представить сферу образования в Приморском крае без Ольги Малаховой. Человек, которому точно не страшно доверить будущее своих детей. А ещë Ольга безумно приятная собеседница: искренняя, ироничная и вдохновляющая. Рядом с ней кажется, что даже самая прекрасная утопия — вполне реальна.
Знаю, что вы планировали открытие вашей школы в прошлом сентябре. Всë ли получилось?
Да, мы действительно планировали осенью открыть школу нашей мечты. Подготовили идеальное помещение для неë, где буквально каждая мелочь продумана для комфорта детей. Но школа — это ведь не только здание и выстроенные по всем нормам классы. Главное — это люди: педагоги, которые создают образовательное пространство и дети, получающие свой важный опыт и знания. Сейчас все процессы выстроены и совершенствуются с каждым днём, ребята учатся с удовольствием.
Но ограничения, введённые в период всемирного карантина, конечно, внесли свои корректировки в наши планы. Мы не стали форсировать события, лишь бы успеть к изначально запланированному сроку. Зато у нас был целый учебный год на то, чтобы убедиться, что наши ожидания совпадают с реальностью: сверить красивые картинки дизайн-проекта с действительностью, в которой будет хорошо всем. В стенах будущей школы мы встречались с учителями, вносили корректировки, бесконечно перерисовывали и визуализировали в поисках самых верных решений. И теперь с ещë большим нетерпением ждём долгожданного открытия!
Когда я впервые прочла о ваших образовательных проектах, они показались мне несколько утопичными. Не сталкивались с подобным мнением?
У родителей действительно возникает много вопросов и тревог. Даже у тех, кто убеждён в необходимости перемен в системе образования. У тех, кто ищет новые альтернативные формы, обращённые прежде всего на ребёнка, его потенциал и природу. Переубеждать кого-то — не наша основная задача, но мы можем поделиться своим видением. И это зачастую работает, потому что наши принципы опираются на годы поиска и изучения различных систем и подходов в образовании. Мы досконально исследуем опыт наших российских и зарубежных коллег, используем лучшие наработки и всегда анализируем отклик, который получаем от наших ребят и их родителей. Мы точно знаем, что нет идеально продуманной системы на века. Образование должно быть гибким, трансформирующимся под реалии и потребности конкретного поколения.
Быстро ли дети привыкают к новой форме обучения?
Мы создаём пространство, способствующее самоопределению, самореализации и самоорганизации. И для этого нет необходимости использовать такие внешние мотиваторы, как отметки. Занятия не сводятся к передаче знаний и умений в неизмённом виде. Вместо этого ребята вовлекаются в рассуждения и поиск новых знаний, становясь первооткрывателями. Стоит ли говорить, что нашим ученикам по душе такая форма сотрудничества и сотворчества с учителями? Ребята с большим удовольствием проводят время в школе.
А как родителям контролировать успеваемость без оценок?
Мне не нравится слово «контролировать». Это зачастую приводит к ухудшению отношений между родителями и детьми. И это одна из причин, почему не должно быть отметок в школе. А оценка есть обязательно. Но не упрощённая до нескольких баллов. Наши педагоги создают целую систему оценивания качества полученных знаний и навыков. Это карты индивидуального развития. И такой инструмент даёт родителям гораздо более полное понимание как успехов, так и точек роста ребëнка по всем направлениям.
Вы продолжаете управлять детским садом, почему для вас это важно?
А как же может быть иначе? Это же здорово, когда ребёнок с самого раннего возраста попадает в комфортную, развивающую среду. Когда поощряют его любознательность и индивидуальность, позволяют ошибаться и приобретать собственный опыт. А педагоги аккуратно бережно направляют к новым открытиям. Вполне логично, что после ребëнок захочет остаться в той же системе координат и счастливо проживать свою школьную жизнь. Жизнь, наполненную новыми знаниями и настоящими интересными делами. В которой не будет скучного «зазубривания» учебников.
Детский сад, школа… Хочется спросить, что дальше? Может быть ВУЗ?
Вопрос в том, насколько сейчас актуально открывать ВУЗ. (Смеётся). Для многих профессий программа на 4–5 лет неоправданно долгая. За это время приобретённые знания теряют свою актуальность. Мы живём в стремительном мире. Даже слишком порой. Поэтому мои планы однозначно о чëм-то более грандиозном! У меня ещё есть время подумать об этом.
Учитывая ваши принципы, подход к образованию и воспитанию, мне кажется, что вы — идеальная мама.
А мне порой кажется, что я совсем не идеальная… У меня слишком много других детей, кроме своих родных. И порой не хватает времени вникнуть в их дела. От этого очень грустно. Дочь, а ей уже 9 лет, до сих пор ревнует, когда на улице или в кафе встречаются наши воспитанники: обнимают меня, щебечут что-то.
И продолжая искать пятна на солнце, не могу не спросить о слабостях. Например, тщеславие вам свойственно?
Тщеславие, наверное, всем немного свойственно. Своё я иногда тешу в проектах P.R.R., поэтому в жизни перекоса нет: баланс соблюдëн. (Смеëтся).
Сложно представить, но приходилось ли вам наоборот бороться с неуверенностью в себе?
На самом деле, очень часто это я и делаю. Борюсь со страхами и комплексами. Не всегда побеждаю, но всë равно иду вперёд, стараясь охватить самые дальние горизонты.
Аветис
Для меня главное отражать действительность, которую я вижу.
Подробнее
Семен Бойко
Смотрите, как другие «набивают себе шишки», а не делайте это самостоятельно...
Подробнее