Аветис
Сейчас, когда каждый второй артист «делает» рэп, найти что-то стоящее и настоящее в этом жанре совсем не просто. К счастью, у русского хип-хопа есть Аветис Мирзаянц, более известный как «9 Грамм». Уже больше 20 лет он выпускает честные и бескомпромиссные треки. А ещë помогает начинающим исполнителям, снимает стильные клипы (им позавидовали бы многие отечественные киношники) и готовит свой первый полнометражный фильм. С Аветисом мы обсудили, почему важно экспериментировать, не сдаваться и оставаться собой.
Рэп сейчас очень популярен, он буквально везде. Но не теряет ли он из-за этого своей истинной сути?
Ну как сказать, с одной стороны круто, что хип-хоп культура проникла во все жанры, во все медиапространства: она не только в музыке, но и в моде, и в кино. И это радует. Но да, при таком раскладе, конечно, несколько теряется самобытность. Ведь изначально это была уличная культура, отражение реальной действительности.
И всë же мне немного льстит происходящее. С середины 90-х нас называли инопланетянами. Говорили, что рэп — это не наше, не русское. А сейчас хип-хоп из каждой машины, в каждых джинсах. Зажигательные танцевальные треки или что-то более жëсткое и мрачное. Какой рэп ближе тебе?
Для меня главное отражать действительность, которую вижу. А она далеко не всегда располагает к веселью. И потому моё творчество тоже достаточно серьëзное и, не буду скрывать, порой мрачное. Но иногда можно и расслабиться: посмеяться, потанцевать и повеселиться. Хип-хоп — это вполне себе поле для экспериментов, для танцевальной музыки. И моë первое официальное видео было сделано на очень весëлую песню, где мы дурачились. В общем, позитив или негатив — не важно, главное быть честным и писать о настоящем.
Ты увлëкся рэпом, будучи совсем пацаном, часто приходилось отстаивать своë увлечение, что называется, с кулаками?
Бывало, но редко. Я из тех, кто может найти общий язык практически со всеми. Я чаще встревал в драки, защищая кого-то. Со мной просто связываться не хотели, я с 15 лет здоровый был. Поэтому защищал ребят помладше, своих сверстников, которые не могли дать сдачи за то, что у них бейсболку на районе отобрали.
Ты вырос не в слишком благополучном районе?
Да, и быть рэпером с одной стороны там было довольно тяжело. А с другой стороны — разве это не самая благоприятная среда для хип-хопа? Я как раз сейчас нахожусь здесь, и мне это нравиться. Хотя жить я здесь уже не хочу, а вот творить — да! Настоящая изнанка: ко мне приезжали парни из Бруклина, говорили, что у них Диснейленд по сравнению с нами. По телевизору такого не увидишь.
Слушай, а как родители приняли сына-рэпера?
Мои родители всегда давали мне выбор, и я благодарен за это. Правда, моë хип-хоп творчество долго не приносило плодов, чтобы уверенно стоять на ногах. Конечно, родители переживали. Впрочем, на жизнь мне всегда хватало, а со временем пришëл и хороший стабильный заработок, появились новые возможности.
Почему для тебя важно делать максимально разные альбомы?
Потому что мне интересно творить! Процесс создания песни интересует меня больше всего, вдохновляет и подстëгивает. Я очень много пишу, у меня песен сейчас на несколько альбомов хватит. И зацикливаться на каком-то одном звучании, стиле просто невозможно!
Например, совсем скоро я должен сдать свой самый экспериментальный альбом. Это такой взрыв из прошлого, из детства, когда я слушал Доктора Албана и Ace of Base. Конечно, в этих треках всë равно слышно «9 Грамм» и мой посыл, непонятный для многих, суровый посыл. Но альбом совсем не то, что было крайний раз. Ребята делают музыку для того, чтобы быть популярными. А я делаю альбом в противовес тому, что сейчас популярно. Но именно такую музыку я хотел сделать, никак иначе. Когда я отправил альбом на мастеринг Сергею Комару (саунд-продюсер Макса Коржа — прим. ред.) он сказал: «Это что-то!». Мы выросли на таком рэпе.
Кстати, останавливаться я не собираюсь. В этом году скорее всего будет ещë два альбома. Потому что я просто не знаю, как быть без музыки.
В соцсетях вижу много поддержки от твоих фанатов. Для тебя это важно?
Конечно, вот только я не очень люблю это слово — фанат. Я сталкивался со своими фанатами, их не так много. Но после встречи с парой из них мне как-то не по себе. Такие люди готовы переступить созданные тобой границы. В этом есть что-то психически нездоровое. А я хочу оставаться со своими слушателями на одном уровне. Пусть любят моё творчество, но не становятся фанатами.
Мне приятно, когда хорошие ребята подходят, адекватно реагируют, фотографируются. Я ведь пишу музыку не для того, чтобы человек сходил с ума. Я чувствую груз ответственности. Обычно рэперы поют про насилие, тусовки и наркотики и не особо думают об ответственности? Я осознаю влияние своего творчества. И не могу просто махнуть рукой. Во-первых, я понимаю, что иногда меня слушают совсем дети. Не хочу, чтобы моё восприятие жизни передалось ребенку. Я пишу о плохом так, чтобы было понятно, что это плохо, чтобы подросткам в свою жизнь всю эту жесть тащить не хотелось. Говоришь, мы пропагандируем наркотики — не помню, чтобы я такое делал. Насилие — да, может быть. Но это не пропаганда, а часть жизни, к сожалению. При этом мои песни про отношения всë равно гораздо чаще светлые, полные тепла. Я не из тех рэперов, кто называет женщин суками. Хотя, признаюсь, у меня были случаи в жизни, когда мне приходилось женщину назвать именно так.
Новые альбомы и клипы, творческие эксперименты, чего ещë нам от тебя ждать?
Есть у меня большой план: я хочу снять своë кино. Думаю об этом уже лет 10, наверное. Пишу сценарий, переписываю и дополняю его. Делал даже пробные съëмки, привлекал профессиональных артистов. Не определился с жанром, безусловно, какие-то автобиографические моменты там будут и много хип-хопа, но это точно не мюзикл, а скорее драма. И не документалка, а именно художественное кино: стильное, с красивыми кадрами и крутой операторской работой, при этом очень настоящее, с сильной историей в первую очередь.
Аветис
Для меня главное отражать действительность, которую я вижу.
Подробнее
Семен Бойко
Смотрите, как другие «набивают себе шишки», а не делайте это самостоятельно...
Подробнее