Егор Анисимов

Егор Анисимов
Креативность, смелость, преданность мечте — эти слова как нельзя лучше характеризуют бренд-шефа ресторана Zuma Егора Анисимова. Сейчас его имя известно далеко за пределами России, а его блюда — желанные гости в лучших ресторанах мира. Уже не первый год Егор является практически послом дальневосточной кухни. Секрет успеха прост, уверен герой интервью: надо всего лишь любить то, что ты делаешь.
Егор, за последние годы в Приморье стали популярны гастрономические фестивали...

Я считаю, что это мы повлияли. В фестиваль краба мы вложили очень много сил и энергии, и благодаря этому о Приморском крае узнали как о месте, где есть крабы, свежие морепродукты. Это уже своего рода бренд. Теперь Владивосток устойчиво воспринимается как столица краба.

Не дали договорить. Вы уже делаете не первый фестиваль, сложно каждый раз делать круче, чем было?

Хочется подниматься всё выше и выше. После каждого фестиваля мы анализируем, как он прошёл, обсуждаем новые идеи и, если они признаются полезными, внедряем их в новом году. Мы растём. Смотрите, в первом фестивале принимало участие совсем небольшое количество ресторанов, на следующий год их стало больше, потом ещё больше. А последний фестиваль вышел на уровень всей страны. Кстати, тут у нас возникла неожиданная проблема: здесь, в Приморье, мы используем только свежевыловленного краба, а вот для других регионов пришлось закупить свежемороженый. Да, в итоге, получилось не так и плохо, как мы опасались. Но надо придумать, как в следующем году изменить ситуацию. Сейчас у нас есть идея популяризировать не только краба, но и наши ракушки-зарывашки: саксидомус, мидии, песчанки. Хочется в этом направлении поработать.

Егор, когда долго чем-то занимаешься, может возникнуть пресыщенность, усталость. Не возникает желания сказать, что всё, хватит?

Нет. Это, конечно, тяжело, но, наверное, такой у меня путь. Никто не говорил, что он будет лёгкий. Надо просто отдыхать вовремя, эмоционально перезаряжаться — и дальше в путь.

А что для вас является сигналом, что именно сейчас нужно взять паузу?

У меня нет какого-то определённого сигнала, я предпочитаю жить по строгому плану. У нас все мероприятия и гастроли, вообще, вся жизнедеятельность как ресторана, так и сотрудников идёт по графику. Мы отдыхаем тогда, когда во Владивостоке спадает пик посещения туристами.

А гастроли уже распланировали на 2019 год?

Да, уже запланирована Россия, много Азии. Кстати, в прошлом году мы организовали коллаборацию двух культур — японской и русской. Идея была в том, что нашу еду прочтут японцы. Но уже в процессе всё несколько изменилось. Мы решили, что каждый должен делать то, что у него получается лучше всего. Не нужно здесь мешать друг другу. И ребята японские делали японскую кухню, а мы делали русскую — такой, как мы её видим, в нашем ресторане. Получилось очень неплохо.

А куда сейчас стремится сердце кулинара?

В планах посетить Америку. Но пока это секрет, поэтому я расскажу о нём позже.

Егор, а практика гастрономических гастролей раньше была распространена?

В Европе, да. Там это нормальная практика. Очень много шефов ездят друг к другу на фестивали со своей едой, со своим видением. Вплоть до того, что едет просто шеф и пытается прочитать продукты, которые есть в данном регионе. Либо наоборот, приезжает со своими продуктами в регион, где их нет, и даёт возможность людям ими насладиться. В центральном регионе России гастроли тоже очень хорошо работают. А вот на Дальнем Востоке пока нет. Но мы будем эту историю раскачивать дальше.

Для туристов показателем кулинарной крутости является звезда Мишлен. Во Владивостоке есть перспектива когда-нибудь увидеть звезду Мишлен?

Я сам этот вопрос много раз задавал ребятам, которые гораздо дольше работают в этом бизнесе. Пока чётких перспектив нет. Мишлен — это всё же больше европейская история. Кстати, мишленовские звёзды дают не ресторанам, а шеф-поварам. И когда люди получают звезду, это совершенно меняет их путь. Понимаете, не зря говорят, что легко разбогатеть, а вот удержать полученное — гораздо сложнее. Если у тебя звезда есть, то ты не только будешь воевать за следующую, но и удерживать эту. Если у тебя две, то становится ещё тяжелее, и так до бесконечности. Это очень тяжёлый труд, и я пока не уверен, что мне нужно идти в эту сторону.

Егор, а вы смотрите фильмы про рестораны, про поваров?

Нет, как правило, в них собрано огромное количество непонятно откуда взятых стереотипов. Например, постоянно присутствует образ пьющего шеф-повара. Откуда, почему? Непонятно. На самом деле, никто из шефов не может себе позволить пить на рабочем месте, а уже тем более — в процессе работы.

Говорят, что шеф-повар — это тиран у себя на кухне?

Немного неверно. Да, шеф-повар — тиран, но истоки иные. Вот есть еда, которую ты придумал. Эта еда должна быть такой, какой она изначально создана. Если она другая, то она неправильная. Вот и всё. И если кто-то из моей команды может позволить себе такое, для меня это сигнал, что он меня не уважает. А я такого не люблю. И всё. 

Вы считаете себя творцом?

Конечно!

Есть что-то в вашем пути, что вы бы хотели изменить?

Нет, такого нет. Ты просто идёшь, встречая на пути разные ситуации, решаешь их, обретаешь опыт. Но это всё твоя жизнь — каждый момент формирует её такой, какая она сейчас. Поступишь по-другому, и всё вокруг изменится. Я о своём выборе не пожалел ни разу и очень доволен результатом. О Владивостоке знают, о ресторане знают, люди приходят, улыбаются, все довольны — значит, всё было не зря.

А что из пройденного пути вы можете отметить для себя как главное?

Чтобы чего-то добиться, нужно много работать. И, как говорит мой директор, надо осторожней мечтать, потому что, достигнув мечты, можешь быть в шоке от того, что получил. У меня есть мечта, но до неё ещё нужно идти. Она слишком глобальна.

Что за мечта?

Я хочу кормить весь мир.